СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.
4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций,умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9.Удерживайтесь от излишних замечаний.
10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАСТАВНИКА
1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.
3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.
4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.
5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.
6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8. Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9. Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯРЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия «Положительная мотивация».
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.
Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.
Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.
Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.
Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».
Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.
Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Мотивация достижения и способности.
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.
Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.
Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».
РЕКОМЕНДАЦИЯ 5. Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».
Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — «выученная беспомощность».
Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?
Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.
Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 6. Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 7.Любознательность и познавательный интерес.
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.
В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 8. Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:
Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
Характер взаимоотношений учителя с лидером, влияние взаимодействия «учитель — лидер» на атмосферу в классе
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯНедисциплинированные учащиеся.
Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют беспокойство (упрямые, непослушные, капризные).
Причины: неудачно выраженное стремление к взрослости, неправильное понимание упрямства, как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми.
Коррекция. Иногда полезно дать возможность упрямцу поступить по своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности решения. Основной путь профилактики и искоренения упрямства — устранение причин, вызвавших этот недостаток, организация правильного режима учебы и отдыха, разумная требовательность.
Агрессивные учащиеся.
Причины: средство насмешливой и снисходительной демонстрации своей физической силы, часто носит демонстративный характер. Возможна агрессия при регулировании отношений в группе.
Коррекция. Спокойный, неторопливый, доброжелательный разговор, аргументированное доказательство неправильности их поведения. Не позволять себе их оскорбить, общаться на равных, но не впадать в зависимость от них. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует учитывать особенности и бурные реакции. Обсуждать поведение следует только после успокоения. В целях окончательного исправления не следует закреплять отрицательную оценку за молодыми людьми, препятствовать их участию в молодежных движениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общественную деятельность. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Необходимо находить повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Ленивые учащиеся.
Причины: отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, бесперспективность обучения, отсутствие контроля за их поведением, влияние товарищей.
Коррекция. Воспитание потребности в труде, заинтересовывать учащихся, связывать материал предмета с жизнью, предоставлять больше самостоятельности. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности. При таком психическом состоянии (радости от успехов деятельности) возникают условия для развития таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.
Эгоистичные учащиеся.
Эгоисты — это себялюбцы, предпочитающие во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Жизненная направленность эгоиста — собственное «Я», личное преуспевание (при чем нередко за счет других). Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни уч-ся ставит свое «Я». Такие учащиеся обычно нечутки, неотзывчивы. Особенно часто эгоизм проявляется у подростков и представителей юношеского возраста.
Грубые учащиеся
Грубость, резкость, дерзость проявляются если есть подавление личности учащихся взрослым (диктат, мелочная опека). Грубость может быть ответом на несправедливость взрослых.
Коррекция. Устраняется грубость в случае уважения достоинства учащихся, предоставлении определенной самостоятельности. Так как грубость может быть вследствие переутомления, то необходимо правильно организовывать режим труда и отдыха.
Ненастойчивые учащиеся
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят перед собой труднодостижимых задач, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства.
Лживые учащиеся.
Причины: боязнь наказания, стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих. Иногда ложь — прикрытие поступков товарищей.
Коррекция. Беседы о честности, правдивости и о лжи — презренном качестве личности человека. Быть примером честности, не дать возможности учащимся усомниться в этом.
Неорганизованные учащиеся.
К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Неорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивные. Заорганизованные учащиеся чаще всего бывают двух видов: внешне заорганизованные и внутренне заорганизованные. Внешне заорганизованные — слепо подчиняются установленному порядку в школе и в семье. Лишен самостоятельности, активности, не может проявить инициативу. Ждет указаний. Внутренне заорганизованные — чрезмерно организованные, активные. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ (работоголики).
Коррекция. Воспитание и самовоспитание у учащихся организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
Воровство.
Совершается из желания иметь то, чего они лишены в своей семье. Это является следствием невысокого уровня культуры. Часто присваивание чужих вещей происходит в процессе обмена предметами одежды.
Коррекция. Взаимодействие с семьей, повышение уровня культурного и нравственного развития, вовлечение в деятельность.
Суицидальные учащиеся
Суицидальное поведение включает в себя кроме суицида попытки, покушения на свою жизнь. Суицидальные проявления — суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся каким либо действием.
Мотивы:
1. Лично-семейные: болезнь, смерть близких; одиночество; неразделенная любовь; половая несостоятельность; оскорбление со стороны окружающих;
2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания, уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
6. Другие мотивы.
Признаки суицидального поведения:
* уход в себя (сторонится вчерашних друзей);
* капризность, привередливость;
* депрессия, глубокий эмоциональный упадок;
* агрессивность;
* нарушение аппетита;
* раздача подарков окружающим;
* психологическая травма;
* перемены в поведении;
* угроза;
* активная предварительная подготовка.
Помощь. Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта. Собеседник — суицидент должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Обращение за помощью к работникам СППС.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯВыяснение причин стойкой неуспеваемости учащихся
1. Оказание помощи в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)