Другое пасяджэнне творчай групы настаўнікаў "Арганізацыя работы з адоранымі вучнямі" прайшло згодна плана ў форме абмену вопытам. П Р О Т О К О Л N2
заседания творческой группы Организация работы с одарёнными учащимися
ГУО «Хоневичская средняя школа»
Тема:
Эффективность организации работы с одарёнными учащимися
Цель: содействовать усовершенствованию приёмов и методов работы по стимулированию образовательной деятельности и формированию мотивации к изучению предметов
Форма проведения: обмен опытом
Дата проведения: 15 ноября 2013 года
Участники: администрация школы, члены творческой группы
Повестка дня:
Слушали:
1.1.Павлович Н.В. – направления работы с одарёнными детьми.
1.2.Парфинович В.В. – определение понятия «одарённость». Уровни одарённости. Природа детской одарённости.
1.3.Павлович Н.В., Карпиченко И.А., Кологрив С.В.- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроке.
2.Практическая часть:
2.1. Таранович Н.Н- Посещение урока белорусского языка в 11 классе, его самоанализ, анализ и обсуждение.
2.2. Павлович Н.В. - Составление планов индивидуальной работы с одарёнными учащимися на 2013 - 2014 учебный год.
Решили:
1. Продолжить самообразование членов творческой группы по изучению эффективных способов работы с одарёнными учащимися, по формированию у учащихся положительной мотивации к обучению – до апреля 2014.
2. Активизировать такую форму изучения опыта других педагогов, как взаимопосещения, для чего посетить каждым членом группы по 2-3 урока – до января 2014.
3. Откорректировать планы индивидуальной работы с одарёнными
учащимися на 2013 - 2014 учебный год – до 25.11.2013.
Председатель
Секретарь
Направления работы с одаренными детьми
Павлович Н.В.
Задачи:
1. Обсудить и обобщить представленный опыт, проблемы и перспективы работы школы с одаренными детьми.
2. Содействовать усовершенствованию приёмов и методов работы педагогов.
Система поиска и обучения одаренных детей сегодня является одной из важнейших задач страны, потому что интеллектуальная элита задает темп развитию науки, экономики, культуры. Сегодня я хочу поделиться собственным опытом, рассказать об особенностях работы с одаренными детьми.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллекту-альные способности, восприимчивость к учению, творческие воз¬можности и проявления, имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного разви¬тия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в до¬школьном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в опре¬деленной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в уче¬нии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встре¬чаются в старшем школьном возрасте).
Выделяют следующие принципы педагогической деятельности в работе с одаренны¬ми детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможно¬стей для
• развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся
• при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова¬тельных
• услуг, помощи, наставничества.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
І этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты¬ваются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, фи¬зической и т.д.
Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и са¬мостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вне¬урочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
ІІ этап - диагностический (5-9-е классы) - на этом этапе прово¬дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и вне¬классную.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно на¬страивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фак¬там, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуж¬дающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее само¬совершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуаль¬ных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообраз¬ны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные за¬дания и т.д.
ІІІ этап - этап формирования, углубления и развития способ¬ностей учащихся.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной лич¬ности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориента¬ция доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления ком¬плекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства. Исходя из этого формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в старшей школе:
• индивидуализированные формы учебной деятельности (работа по
• индивидуальным программам, заочные курсы);
• выработка проектно-исследовательских навыков (проектная мето¬дика);
• самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего
направления собственной деятельности (профильные классы).
Условиями успешной работы с одаренными учащимися являются:
• осознание важности этой работы каждым членом коллектива и уси¬ление
в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной
мотивации к учению.
• создание и постоянное совершенствование методической системы работы
с одаренными детьми.
• признание коллективом педагогов и руководством школы того, что
реализация системы работы с одаренными детьми является одним из
приоритетных направлений работы ОУ.
Формы работы с одаренными учащимися:
• творческие мастерские;
• групповые занятия с сильными учащимися;
• факультативы;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• интеллектуальный марафон;
• консультирование обучающихся в заочных школах при вузах;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
При всех существующих трудностях в системе общего среднего обра¬зования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности.
На пасяджэнні вызначаны асноўныя напрамкі далейшай работы, выпрацаваны рэкамендацыі.
Практычная частка прайшла ў форме наведвання ўрока беларускай мовы ў 11 класе (настаўнік Тарановіч Н.М.), яго самааналізу, аналізуВыступленне педагога-псіхолага Парфіновіч В.В."Определение понятия «одаренность». Уровни одаренности. Природа детской одаренности" [36 Kb] (cкачиваний: 26)